Какими должны быть условия для соблюдения личной гигиены детьми в детских садах?
Отвечая на этот часто задаваемый вопрос, обратимся к действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Объемно-планировочные решения помещений дошкольных образовательных организаций должны обеспечивать условия для соблюдения принципа групповой изоляции. С этой целью в здании детского сада предусматриваются групповые ячейки. В состав групповой ячейки входят необходимые помещения:
- раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды),
- групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи),
- спальня,
- буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды),
- туалетная (совмещенная с умывальной).
В туалетных к умывальным раковинам обеспечивается подводка горячей и холодной воды, подача воды осуществляется через смеситель. При отсутствии горячего централизованного водоснабжения в помещениях дошкольной образовательной организации устанавливаются водонагревающие устройства, в том числе в туалетные всех групповых ячеек. Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.
Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне размещаются детские умывальники и душевой поддон. В зоне санитарных узлов размещаются унитазы, которые обеспечиваются индивидуальными сидениями для каждого ребенка.
Туалеты для детей раннего возраста оборудуются в одном помещении. В нем устанавливаются умывальные раковины для детей, раковина и унитаз (в отдельной кабине) для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детская ванна (для детей ясельного возраста) или душевой поддон, а также хозяйственный шкаф. Индивидуальные горшки маркируются по общему количеству детей.
Независимо от эпидемиологической ситуации санитарно-техническое оборудование ежедневно должно обеззараживаться. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моются ежедневно теплой водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья человека. Горшки моются после каждого использования при помощи щеток и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день или по мере загрязнения щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
В умывальной зоне устанавливаются вешалки для детских полотенец (отдельно для рук и ног), количество которых должно соответствовать общему количеству детей. Смена полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.
Следует помнить, что качество и безопасность средств личной гигиены (мыла, туалетной бумаги, бумажных полотенец и др.), используемых для детей, должно быть подтверждено соответствующими документами.
Постоянное соблюдение и закрепление гигиенических навыков детей дошкольного возраста в семье и дошкольной образовательной организации способствуют повышению уровня гигиенического воспитания. Воспитатели дошкольных учреждений являются исключительно помощниками родителей в вопросах воспитания ребенка. Воспитать у ребенка привычку быть чистым и опрятным несложно. Нужно помнить, что в дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому большую роль в формировании навыков играет личный пример взрослых.
Заведующий отделом – врач по общей гигиене
отдела обеспечения санитарного надзора Морозова Н.А.