Воздушно-тепловой режим в организациях для детей и подростков

Продуктивная учебная деятельность школьников, правильное развитие детей и подростков, состояние их  здоровья во многом зависят от факторов среды, в которой ребенок проводит большую часть времени. Речь в статье пойдет о факторах среды закрытых помещений детских и подростковых организаций, то есть помещений школ и детских садов и организаций дополнительного образования детей.

В закрытых помещениях за время пребывания в них детей повышаются температура и влажность воздуха, изменяется его химический состав. Это происходит вследствие выделений продуктов жизнедеятельности, выделений химических веществ из отделочных материалов. Кроме того, изменяется ионный состав воздуха, возрастает бактериальная обсемененность. Одновременно с ухудшением ионного состава, в помещениях возрастает концентрация углекислого газа. Все эти изменения среды обитания школьников могут оказывать неблагоприятное влияние на организм ребенка: ухудшать работоспособность, вызывать появление головных болей, вялости, риска заболеть вирусным заболеванием. Химические компоненты воздуха могут вызывать аллергические реакции, оказывать раздражающие действие. Изменение физических свойств воздуха, в частности повышение его температуры, отражается на функционировании системы терморегуляции, что особенно важно у маленьких детей при  еще недостаточном развитии этой системы организма. Повышается потоотделение, нарушается состояние теплового равновесия организма и может быть перегревание организма.

Поэтому важно нормировать показатели среды закрытых помещений в организациях детства и школах. Требования установлены следующими документами:

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Изменения в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 20 июля 2015 года № 41;

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-  ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»;

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Чтобы избежать негативных воздействий на организм ребенка со стороны факторов окружающей его среды, данными документами нормируются определенные параметры, как то оборудование системами централизованного отопления и вентиляции, использование материалов, безвредных для здоровья детей, запрет на использование древесно-стружечных плит для оформления ограждений,  переносных обогревательных приборов, обогревателей с инфракрасным излучением и т.д.

Следует обращать внимание на температуру воздуха, которая в помещениях для детей и подростков дифференцируется в зависимости от назначения помещения.

В общеобразовательных организациях:

-     учебных кабинетах, рекреация, столовой, вестибюле, гардеробной должна составлять 18 – 24 °C;

-    спортивном зале, комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °C;

-     медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20 – 22 °C;

     душевых - 25 °C.

В организациях дошкольного образования:

-     раздевальной, игровых комнатах ясельных групповых ячеек – 22 – 24 °C;

-     раздевальной, игровых комнатах младшей, средней и старшей групповых ячеек – 21 – 23 °C;

-     спальне всех групповых ячеек, залах для музыкальных и гимнастических занятий – 19 – 20 °C;

     медицинских кабинетах – 22 – 24 °C,

В организациях дополнительного образования:

-    в учебных кабинетах для теоретических занятий, в помещениях для музыкальных занятий, для занятий художественным творчеством и естественнонаучной направленности, в актовом зале, лекционной аудитории – 20 – 22 °C,    в вестибюле, гардеробе – 18 - 22°C;

-    в помещениях для занятий хореографией, спортом, техническим творчеством - 17-20°С;

-     в медицинских кабинетах, раздевальных при спортивных залах и залах хореографии - 20 - 22°С;

-     в душевых - 24 - 26°С.

В связи с этим для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

При отсутствии детей (во время каникул, например) в помещениях должна поддерживаться температура не ниже 15 °C.

Немаловажными параметрами являются также относительная влажность воздуха, которая должна составлять 40 - 60%, и скорость движения воздуха (не более 0,1 м/сек.)

Нельзя пренебрегать таким достаточно эффективным мероприятием, как проветривание помещений.

Во время перемен проветриваются учебные помещения, во время уроков -  рекреационные помещения.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений, продолжительность которого определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.

 В помещениях спален детских дошкольных учреждениях  сквозное проветривание проводится до дневного сна. При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.

В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.

В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка)

Не следует пренебрегать данными требованиями, так как поначалу невидимые изменения состояния здоровья ребенка, связанные с неблагоприятными факторами окружающей среды, могут перерасти в серьёзную проблему, как для процесса усвоения учебного материала, так и для  физиологического состояния всех органов и систем подрастающего поколения. 


Заведующий отделением 

гигиены детей и подростков 

Морозова Н.А.