федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл»

Готовим ребенка в школу

Готовим ребенка в школу

До наступления нового учебного года осталась всего неделя, за которую родителям школьника нужно сделать так много: купить одежду, портфель, учебники, тетради, канцелярские товары и многое другое. Речь в статье пойдет о том, как собрать ребенка в школу, выбрать качественные, а главное безопасные товары.

Требования безопасности к продукции, предназначенной для детей и подростков, установлены Техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ТР ТС 007/2011, а также законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации (санитарными правилами СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека»)

Указанный технический регламент устанавливает требования к нескольким группам продукции для детей, в том числе актуальной для школьников:

 одежда, изделия из текстильных материалов, кожи и меха, изделия трикотажные и готовые штучные текстильные изделия;

 обувь и кожгалантерейные изделия;

 издательская книжная и журнальная продукция, школьно-письменные принадлежности.

 изделия для ухода за детьми (посуда, столовые приборы, санитарно-гигиенические и галантерейные изделия, щетки зубные);

Во-первых, ребенку необходима одежда: возможно это будет форма, установленного образца для всей школы или обычная повседневная одежда, главное, чтобы она отвечала требованиям безопасности. Ребенок проводит в школьной одежде 5-6 часов, а с учетом продленного дня все 8-9 часов, поэтому с особым вниманием отнеситесь к покупке одежды для школьника.

В соответствии с функциональным назначением вся одежда для детей подразделяется на одежду:

 1-го слоя (имеет непосредственный контакт с кожей): нательное и постельное белье, корсетные и купальные изделия, головные уборы (летние), чулочно-носочные изделия, платки носовые и головные изделия.

 2-го слоя (имеющие ограниченный контакт с кожей): платья, блузки, верхние сорочки, брюки, юбки, костюмы без подкладки, свитеры, джемперы, головные уборы (кроме летних), рукавицы, перчатки, чулочно-носочные изделия осенне-зимнего ассортимента (носки, получулки),

 3-го слоя (относятся пальто, полупальто, куртки, плащи, костюмы на подкладке).

 Одежда каждого слоя оценивается по показателям: гигроскопичность, воздухопроницаемость, содержание свободного формальдегида, устойчивость окраски к стирке, поту и трению сухому, индекс токсичности. Именно эти показатели влияют на состояние здоровья ребенка, поэтому одежда должна обеспечивать достаточную вентиляцию и быть достаточно гигроскопичной. При выборе одежды 1 и 2 слоев отдавайте предпочтение хлопчатобумажным тканям. Ведь повышение температуры воздуха и интенсивная физическая работа увеличивают газообмен через кожу в несколько раз, и в пододежном пространстве накапливается углекислота, как следствие -  газообмен через кожу, а, следовательно, и самочувствие ребенка ухудшаются. Неправильно подобранная одежда 1 и 2 слоя может стать фактором развития кожных заболеваний, 3 слоя- простудных явлений.

Помните, что ребенку в выбранной одежде, в первую очередь должно быть комфортно: она не должна стеснять движений, быть необходимого размера. Тесная одежда может спровоцировать ряд заболеваний внутренних органов. Одежда должна соответствовать погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении, должна обеспечивать комфортный микроклимат пододежного пространства (температура, влажность, газовый состав и др.), и как следствие обеспечивать хорошее самочувствие и работоспособность ребенка.

Во-вторых, выбираем ребенку обувь. Процесс покупки обуви школьнику не менее ответственный, чем выбор одежды. Следствием неправильно подобранной обуви может быть плоскостопие или другие изменения опорно-двигательного аппарата, вплоть до серьезных деформаций позвоночника.

При выборе обуви обращаем внимание на качество материала: хотя бы внутренняя отделка обуви должна быть выполнена из кожи. Не допускается изготавливать подкладку закрытой обуви из искусственных и (или) синтетических материалов в закрытой обуви всех половозрастных групп. Должна быть обеспечена хорошая фиксация за счет шнуровки или «липучки»: это обеспечит правильное распределение нагрузки, защитит голеностопный сустав.

Обувь должна быть с твердыми задниками и мягкими краями, не должна быть тяжелой, подошва не должна быть слишком жесткой и обеспечивать естественный перекат стопы. Важно: детская обувь не должна быть на плоской подошве, наличие небольшого каблука позволит верно распределить нагрузку на стопу (для школьников 8-12 лет каблук должен быть не более 2,5 сантиметров, для детей старше 12 лет - не более 3,5см), профилактикой плоскостопия является выбор обуви на хороших супинаторах.

Безопасность обуви оценивают устойчивостью окраски применяемых материалов к сухому и мокрому трению и воздействию пота, а также концентрацией выделяющихся вредных веществ и комплексом физико-механических свойств (масса, гибкость, прочность крепления деталей низа, деформация подноска и задника обуви и разрывная нагрузка узлов крепления ручек кожгалантерейных изделий).

Основными требованиями к спортивной обуви являются прочность, наличие повторяющей форму стопы стельки, плотного задника. Предпочтение лучше отдать кроссовкам и кедам из натуральных материалов, а саму обувь приобретать в специализированных спортивных магазинах. Во время занятий спортом стопа должна быть фиксирована, поэтому во избежание травм не покупайте обувь большего размера. Маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью.

В -третьих, выбираем правильный ранец. Сумка школьника должна быть не только удобной, но и безопасной, поэтому портфели и ранцы ученические должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане, изготовляться из материалов контрастных цветов.

Портфели необходимо подбирать так, чтобы обеспечить профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата: ранцы ученические для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой. Покупая портфель, обращайте внимание на замки и застежки, вес самого ранца (изделия из кожи или его заменителей обычно достаточно тяжелы, плюс вес учебников и тетрадей).

Если Вас насторожил слишком резкий запах изделия - воздержитесь от такой покупки. Содержание вредных веществ в материалах для ранцев, сумок, ученических рюкзаков, портфелей не должно превышать нормативов в соответствии с требованиями химической безопасности. Маркировка ранцев ученических, сумок, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.

 В-четвертых, приобретаем книги и школьно-письменные принадлежности.

Издательская (книжная и журнальная) продукция, школьно-письменные принадлежности также должны соответствовать требованиям биологической, химической безопасности.

 Биологически безопасным изданием считается издание, в процессе чтения которого обеспечиваются оптимальные условия для зрительной работы, не развивается зрительное утомление, связанное со зрительным восприятием текста, напряжением остроты зрения, аккомодацией и движением глаз. Как определяется биологическая безопасность такой продукции? - Параметрами шрифтового оформления и приемами оформления текстов в зависимости от вида издания, объема текста единовременного прочтения, возраста пользователя и в соответствии с физиологическими особенностями органов зрения детей и подростков.

 Если издательская продукция рассчитана на 2 или 3 возрастные группы, то она должна соответствовать требованиям, установленным к наименьшей.

 Для изготовления издательской продукции не допускается применение газетной бумаги, кроме издательской продукции, не предназначенной для повторного использования (экзаменационные билеты, карточки с заданиями, тестовые задания, кроссворды и другие); в издательской продукции не допускается применение узкого начертания шрифта;

 В изданиях литературно-художественных, развивающего обучения, для дополнительного образования и научно-популярных для текста не рекомендуется применять цветные краски и выворотку шрифта (белые буквы на черном  фоне).

 Издательская продукция должна соответствовать требованиям химической безопасности и не должна выделять вредные вещества

 Для изготовления тетрадей школьных и общих, для записи слов, для подготовки дошкольников к письму, для нот, дневников школьных используется бумага писчая, а также другие виды полиграфической бумаги. Применение глянцевой бумаги не допускается.

 Для производства альбомов, папок и тетрадей для рисования используется бумага рисовальная, а также другие виды полиграфической бумаги с определенной массой бумаги; альбомов и папок для черчения - бумага чертежная.

Что бы Вы ни покупали, на всей продукции должна присутствовать маркировка.

Информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.

Надеемся, наши советы помогут Вам собрать своего ребенка в школу.

 

 

 

Заведующий отделением гигиены детей и подростков Морозова Н.А.