Анализ анонимного анкетирования школьников Республики Марий Эл на тему «Влияние компьютера на здоровье человека»

Отделом обеспечения социально-гигиенического мониторинга и оценки риска ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» совместно с  отделом организации надзора (по ведению социально-гигиенического мониторинга) Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл проведено анонимное анкетирование среди 1527 школьников старших классов городских и сельских общеобразовательных школ. Цель анкетирования: изучить информированность школьников о влиянии компьютера на организм человека, а также выявление степени зависимости от компьютера.

Анкеты состояли из 18 вопросов и предложенных вариантов ответов. Заполнили анкеты 844 (55,3%) девушек и 683 (44,7%) юношей в возрасте 14-18 лет (городские школьники - 636 человек; школьники, которые проживают в сельской местности - 891). В анкетировании принимали участие учащиеся школ всех (17) муниципальных образований Республики Марий Эл.

Степень влияния компьютера в повседневной жизни человека весьма значительна. Для большей части опрошенных школьников компьютер (далее - ПК) и информационные технологии (далее - ИТ) в целом являются частью существования в современном обществе. Только 7 % учащихся  отметили, что не используют ПК (ИТ), причем сельских школьников больше, чем городских (табл.1).

Таблица 1.

Часто ли Вы используете компьютер (ИТ) в повседневной жизни?

 

РМЭ, %

Девушки, %

Юноши, %

Городские школьники, %

Сельские школьники, %

Часто, при любом удобном случае

26,5

22,9

30,9

28,3

25,2

Практически постоянно

26,5

24,1

29,4

31,0

23,2

Иногда, когда необходимо для учебы

40,0

47,5

30,8

35,7

43,1

Не использую

7,0

5,5

8,9

5,0

8,5

Безоговорочно, основным направлением использования ПК (ИТ) является «поиск информации» (в 82,2 % анкет выбран данный пункт ). Также ПК(ИТ) используют для «общения» 63,6 % респондентов. Третье место в рейтинге занимают «игры, развлечения» - 44% старшеклассников (табл.2).

Таблица 2.

Для чего Вы используете компьютер (возможны несколько вариантов ответа)?

РМЭ, %

Девушки, %

Юноши, %

Городские школьники, %

Сельские школьники, %

Общение

63,6

65,2

61,4

66,4

61,6

Поиск информации

82,2

87,1

76,1

83,7

81,1

Обработка информации

28,5

27,5

29,7

29,3

27,9

Развлечения, игры

44,0

28,2

63,5

46,2

42,4

Образование

50,4

55,7

43,9

53,8

48,0

Другое

3,9

3,5

4,5

4,4

3,6

Ряд вопросов задавались с целью выявления компьютерной зависимости школьников. Результаты опроса показывают, что современные школьники не имеют выраженной склонности к зависимости от ПК. Половина (50,3%) опрошенных сельских школьников легко могут представить жизнь без ПК. Городских школьников, которые утверждают, что отсутствие ПК никак не повлияет на их повседневную жизнь, меньше - 41,7%. Юношей, испытывающих острую компьютерную зависимость, для которых ПК – «вся моя жизнь», больше, чем девушек (5,7 % против 3,4% соответственно) (табл.3).

 

Таблица 3.

Можете ли Вы представить свою жизнь без компьютера?

РМЭ

Девушки

Юноши

Городские школьники

Сельские школьники

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Не могу, это вся моя  жизнь

68

4,5

29

3,4

39

5,7

30

4,7

38

4,3

Могу, без проблем

714

46,7

351

41,6

363

53,1

265

41,7

449

50,3

Не могу, это дает возможность работы с информацией, общения, развлечений

514

33,6

322

38,2

192

28,1

241

37,9

273

30,6

Не знаю

231

15,2

142

16,8

89

13,1

100

15,7

131

14,8

Настораживает, что 7,8% школьников готовы пренебречь жизненно необходимыми потребностями (такими как сон или питание) в пользу проведения за электронными устройствами и делают это часто; каждый третий школьник при необходимости готов предпочесть интернет  сну.

У 7,1% старшеклассников прослеживается явная компьютерная зависимость, они не представляют своей жизни без ПК(ИТ), а это уже можно рассматривать как  нервное или психическое расстройство. Каждый четвертый юноша склонен к игромании, что в будущем может быть чревато негативными последствиями.  Девушек, которые испытывают желание играть в компьютерные игры, меньше - 7,6 %.

Каждый четвертый школьник проводит за компьютером более 3-х часов в день, а   2% старшеклассников указали в анкетах, что и  того более, что свидетельствует о попустительстве и бесконтрольности  со стороны родителей ситуации с использованием их детьми ПК. Также эти цифры свидетельствуют, что четверть респондентов не осведомлены о вреде ПК.

Ответы на  вопрос, указанный в таблице № 4, показывают,  что  только 51,4 % школьников не испытывают дискомфорта при работе на компьютере. Это свидетельствует о правильной  организации безопасной среды при взаимодействии с ПК  со стороны родителей или при достаточной самоорганизации самих школьников. 48,6 %  испытывают  на себе факторы вредоносного влияния ПК на организм  (нагрузка на зрение, стесненная поза, излучение и воздействие на психику).

Таблица 4

Испытываете ли Вы такие неприятные ощущения, как «песок» в глазах, жжение, головную боль, утомление мышц спины и шеи, раздражительность после работы на компьютере?

РМЭ, %

Девушки, %

Юноши, %

Городские школьники, %

Сельские школьники, %

Да, часто

3,3

3,8

2,7

3,5

3,2

Да, но не обращаю на это внимание

5,8

6,2

5,4

5,8

5,9

Не испытываю дискомфорта

51,4

42,7

62,0

53,1

50,1

Иногда, когда долго сижу перед компьютером

39,5

47,3

30,0

37,6

40,9

 

Ряд  вопросов были  направлены на выяснение знаний школьников о здоровьесберегающих технологиях при работе с  ПК. Только 20,1 % школьников указали в анкетах, что делают  через каждые 20 минут перерыв во время работы за ПК, а 26 % респондентов  признались, что не делают этого. Большинство (53,8%) вспоминают о перерыве только тогда,  когда наступает зрительная усталость глаз

17,6 % респондентов не знают, на каком расстоянии от глаз должен располагаться монитор ПК, а 6,9 % школьников  ошибочно считают, что  это расстояние составляет 1м и более. Большинство старшеклассников  осведомлены  о том, что расстояние   от глаз до экрана должно составлять 60 -70 см, но не ближе 50 см (с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов).

Один вопрос анкеты предполагал выявление уровня  знаний  школьников  о  понятии «компьютерный зрительный синдром». Этим термином обозначается условно ряд проблем, возникающих со зрением у тех, кто постоянно работает за ПК. Компьютерный зрительный синдром проявляется характерными симптомами : зрительными (снижение остроты зрения, затуманивание зрения, трудности при переводе взгляда с ближних предметов на дальние, двоение видимых предметов, потемнение в глазах, избыточная световая чувствительность, снижение зрительной работоспособности, зрительное утомление) и глазными (боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз, покраснение глазных яблок, чувство песка под веками, слезотечение, резь и  жжение  в глазах, « сухость» глаз). Анализ ответов показал об отсутствии знаний этой темы у 20 % старшеклассников.

Старшеклассники не достаточно осведомлены о том, что следует предпринять для правильной организации безопасной среды при взаимодействии с ПК (табл. №5).

Таблица 5

Как, по-вашему, организовать рабочее место, чтобы защитить глаза?

РМЭ,

%

Девушки, %

Юноши, %

Городские школьники, %

Сельские школьники, %

Соблюдать оптимальное расстояние до экрана

71,3

78,1

62,8

69,8

72,2

Смотреть на экран сверху вниз, на уровне глаз должен быть верхний край экрана, а не его центр

6,2

58,8

6,6

7,9

4,9

Защищать экран от блика света

12,8

10,7

15,5

16,2

10,4

Подобрать оптимальные настройки яркости и контрастности экрана, размер шрифта

36,1

38,1

33,1

38,4

34,4

Отрегулировать высоту кресла

19,6

22,4

16,1

20,4

19,0

Каждые 20 минут отрываться от экрана, переводить взгляд на отдаленные предметы

48,7

55,6

40,7

49,4

48,2

Раз в час на 10 минут вставать из-за стола, делать перерыв с упражнениями для глаз

33,7

37

29,6

33,0

34,1

Чаще моргать, не допускать высыхания роговицы

27,7

28,7

26,2

26,3

28,7

Учитывать важность правильного дыхания

2,6

1,8

3,5

2,4

2,7

К положительным моментам, выявленным в ходе анализа анкетирования, можно отнести информацию, свидетельствующую о том, что большинство подростков (67,4 %) осознают необходимость ограничения времени пребывания за компьютером ввиду возможного его негативного влияния на здоровье; 59,3% школьников осознают важность специальных упражнений для глаз.

Результаты анкетирования показали, что у большинства старшеклассников осознание вредного воздействия компьютера практически сформировано. Однако тот объем времени, который большинство подростков проводят за компьютером, указав об этом в анкетах, подтверждают предположение о приоритете компьютера над другими видами деятельности. Подростки «уходят» в виртуальный мир, лишены «живого» общения. Закономерным представляется то, что подростки, не обладающие полной и понятной информацией для  их восприятия, будут сомневаться в рисках для здоровья, которыми они подвержены. В этом ключе необходимо планирование эффективных информационных мероприятий для решения вопроса профилактики компьютерной зависимости и сведению к минимуму последствий негативного влияния компьютера.

Необходима работа и с родителями, которые не всегда имеют возможность лично контролировать использование компьютера ребенком. Информировать о программах для ограничения времени работы на компьютере, которые позволяют создавать расписание работы подростка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в интернете.

Дата: 13.12.2017